Прикрытие кормушек

Вчера на парламентской комиссии по устройству государственной власти и местному самоуправлению обсуждалась инициатива о запрете для муниципальных депутатов и их родственников работать в предприятиях и учреждениях, созданных органами местного самоуправления данного муниципалитета (http://vk.cc/2nihw6). Инициатива направлена на прикрытие «депутатских кормушек». Депутаты — инициаторы проекта, к сожалению, присутствовать не смогли, поэтому представить законопроект выпало мне.

Как известно, с 2003 года установлено ограничение: только 10% депутатов могут работать в муниципалитетах на постоянной основе. То есть за зарплату. Остальные, 9 из 10 или 18 из 20 депутатов, должны работать на непостоянной основе. Однако в Петербурге в целом ряде муниципалитетов сложилась практика, когда органами местного самоуправления создаются учреждения или предприятия, в которых трудоустраиваются те самые депутаты, которые не попали в заветные 10%. Доходит до того, что в некоторых случаях в таком учреждении работает 90% депутатов данного муниципалитета, плюс бухгалтер и какой-нибудь специалист.


Чтобы пресечь такую практику, по инициативе «Муниципальной пилы», был разработан проект постановления о внесении изменений в федеральный закон о местном самоуправлении. Причём, нами было предложено запретить работать в муниципальном учреждении или предприятии не только самим депутатам, но и их родственникам, к которым предложено отнести родителей, супруга(и), детей, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей, детей супруга(и) и супруг(ов) детей. Столь широкий круг родственников точно повторяет антикоррупционные нормы федеральных законов о государственной гражданской и муниципальной службе, где для этих же категорий установлены ограничения на работу в непосредственном подчинении.

Представляя депутатам инициативу, я рассказал, что пополнение семейного бюджета за счет работы депутата или родственника в муниципальном учреждении может мешать объективности депутата, выполнению его непосредственных функций, в том числе контрольных. Удивительно, но с некоторыми из присутствующих на собрании глав муниципалитетов пришлось даже поспорить о том, есть ли у депутата такие контрольные функции. Пришлось напомнить, что одним из вопросов местного значения является контроль за исполнением местного бюджета, а в исключительной компетенции муниципальных советов находится «контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения». Спрашивается, каким образом муниципальный совет, 90% которого получает доходы в семейный бюджет от учреждения, учреждённом местной администрацией, может контролировать эту местную администрацию?

Я также отметил, что Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга в своих отчетах о проверках муниципалитетов называла нарушением законодательства и недостатком тот факт, что депутаты работают в муниципальных учреждениях.

Например. В период с 25 марта по 17 апреля 2009 года проведена выборочная проверка формирования и исполнения бюджета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ за 2008 год. В ходе проведения проверки комиссией Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга выявлены нарушения законодательства и недостатки:
Помимо вознаграждения депутатам МС выплачивалась заработная плата (с учетом договора подряда) в общей сумме 2 591,9 тыс. рублей, за работу на должностях в муниципальных учреждениях своего округа…
(http://vk.cc/2nihJf)

Или другой пример. В период с 24 мая по 11 июня 2010 года проведена выборочная проверка формирования и исполнения бюджета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Измайловское за 2009 год и истекший период 2010 года. В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
На содержание муниципальных учреждений затрачено средств местного бюджета: в 2009 году в 3,7 раза, в 1 квартале 2010 года в 2 раза больше, чем на решение вопросов местного значения ВМО, что является неэффективным использованием средств местного бюджета. Все должности (кроме главного бухгалтера и главного специалиста) в муниципальных учреждениях укомплектованы депутатами МС.
(http://vk.cc/2niibx)

Тем не менее депутаты задавали много вопросов. Кто-то говорил о том, что не надо писать о муниципальных предприятиях, так как они не финансируются из местного бюджета (как будто от этого рабочее место становится менее «тёплым»). Кто-то — о слишком широком круге родственников, подпадающих под ограничения. А представитель Совета муниципальных образований, видимо в шутку, наоборот, рассказал, что читал недавно о том, что в Бразилии бабушками становятся в 26 лет, и спросил, почему в ограничения не попали внуки.

Возможно, проект требует каких-то корректировок, которые наверняка будут предложены ко второму чтению, если депутаты всё же одобрят концепцию данной инициативы. На заседании парламентской комиссии принятие данного постановления было оставлено на усмотрение депутатов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *