Александр Шуршев: Муниципальные власти как будто прячутся от активных горожан
Отношение горожан к муниципальной власти в Петербурге показывает их стремление эту власть выбирать. В последних массовых муниципальных выборах, которые проходили в 2009 году, явка составила немногим более 15%. Многие не знают, для чего нужны муниципалы, чем они занимаются, где находятся.
Честно признаюсь, я сам до того, как избрался в 2009 году муниципальным депутатом, не знал, где находится муниципалитет моего округа – оказалось, что почти напротив моего дома, в котором жил с самого рождения.
Боюсь, что дело здесь не столько в гражданах, которые сами не стремятся участвовать в решении местных вопросов (хотя это тоже большая проблема), сколько в самих муниципальных властях, которые как будто прячутся от активных горожан. Я это вижу сейчас изнутри. Это также подтверждается многочисленными публикациями в СМИ о деятельности гражданских активистов.
Не менее интересно и то, как государственная власть в лице Смольного и Законодательного Собрания относится к местному самоуправлению. А здесь тоже все очень показательно.
Да, в Смольном, как и раньше, есть Комитет по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления. Когда-то этот Комитет был достаточно влиятельным. Но сегодня уже почти год у него нет руководителя. После отставки последнего комитетом руководит и.о.
В Законодательном Собрании тоже есть комиссия, отвечающая в том числе и за работу с органами местного самоуправления. Муниципалитеты достаточно часто выступают с различными инициативами об изменении городского законодательства (органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы на городском уровне), только большинство этих инициатив не поддерживается ни комиссией, ни парламентским большинством. Хотя из парламента постоянно раздаются призывы к муниципалам предлагать больше законопроектов. И это тоже показательно.
Совсем недавно на одном из торжественных мероприятий, посвящённых празднованию 15-летия местного самоуправления, кто-то из городских чиновников рассказывал, как увеличиваются полномочия муниципалитетов. В качестве примера рассказали, что до недавнего времени муниципалитеты занимались организацией досуга детей, а теперь не только детей, но всех жителей. «Большой» шаг вперед! Только не с этими вопросами люди идут в муниципалитет.
Все понимают, что с нынешней системой МСУ нужно что-то делать: укрупнять или создавать второй уровень, добавлять полномочия или ещё как-то реформировать.
Нынешнюю систему за 15 лет жители не очень-то приняли. Тем не менее, когда года полтора-два года назад Смольный рассылал в муниципалитеты письма с предложением высказаться по вопросу реформирования, абсолютное большинство высказалось за сохранение статус-кво.
Я очень надеюсь, что следующие муниципальные выборы привлекут большее внимание независимых кандидатов, различных партий, заинтересованных не только в участии, но и в результате. Активная избирательная кампания и конкуренция привлечет на участки избирателей. А предпосылки для этого есть.
После избирательного цикла 2011-2012 годов в Петербурге появилось много активных граждан, которые заинтересованы в изменении ситуации, которые готовы работать в муниципалитетах. Это, прежде всего, многочисленные наблюдатели на выборах, общественные и гражданские активисты, которые уже занимаются проблемами благоустройства (один из важнейших вопросов, которым сейчас занимаются органы местного самоуправления), контролем государственных и муниципальных закупок, контролем за раскрытием информации о деятельности муниципалитетов.
Сейчас уже работает несколько муниципальных школ, которые готовят будущих кандидатов. Активнее готовятся и партии, так как муниципальные депутаты теперь влияют на выдвижение кандидатов в губернаторы, а в этом заинтересована любая серьёзная политическая партия.
Только благодаря жителям и самим органами местного самоуправления, муниципалитеты начнут играть более существенную роль в жизни города. Тогда и отношение городской власти к этому институту изменится. Сейчас же в кабинетах Смольного местная власть воспринимается лишь как необходимость, вызванная подписанием международных документов и действием Конституции РФ. В этом плане за 15 лет мало, что изменилось в головах чиновников.