Бесплатный проезд для студентов. Цифры и графики

Хочу написать по поводу инициативы «Весны» о бесплатном проезде для студентов петербургских вузов.

Можно много спорить о необходимости бесплатного проезда для студентов. Как и о бесплатном образовании в принципе. О бесплатных музеях для студентов и школьников. Это вопросы образовательной или культурной политики. Для кого-то даже наверно это вопросы социализма-либертарианства. Но написать хочу не об этом.

Кампания «Весны» и её обсуждение в очередной раз подняла интересную тему: финансирование общественного транспорта в Петербурге, непрозрачность и ценообразование. Я хочу привести лишь некоторые цифры и графики.

В Санкт-Петербурге проезд в метро стоит 31 рубль. Проездной для школьников — 425 рублей, для студентов — 850 рублей.
В Москве проезд стоит 30-50 рублей. Проездной для школьников и студентов стоит одинаково — 350 рублей!

В бюджете Санкт-Петербурга предусмотрены субсидии на перевозку пассажиров. Отдельно выделяются субсидии на перевозку наземным электротранспортом, метро и автобусами. В 2006 году эти субсидии составили 3,1 млрд. рублей (электротранспорт — 1,4 млрд., метро — 227, 4 млн., автобусы — 1,5 млрд. руб.). В бюджете 2015 года на эти цели запланировано 22,3 млрд. рублей (электротранспорт — 4,8 млрд., метро — 9,8 млрд., автобусы — 7,7 млрд. руб.). Т.е. в этом году в 7 раз больше, чем девять лет назад. И это субсидия именно на перевозку пассажиров. Льготников.

При этом в городском бюджете отдельно прописаны закупки трамваев, вагонов метро, троллейбусов. Это кроме субсидий.

За эти же годы стоимость проезда в метро (а эта стоимость связана и со стоимостью проезда в наземном транспорте) выросла с 12 рублей в 2006 году до 31 рубля в 2015 году. В 2,5 раза. Эта стоимость росла быстрее, чем инфляция.

Эти взаимосвязи видны на графике.

Еще интереснее посмотреть, сколько поездок в метро субсидировалось в 2006-2015 годах. Для этого я просто взял суммы субсидий, которые метрополитен получал из бюджета, и разделил на стоимость поездки за каждый год. Оказалось, что в 2006 году город из бюджета оплатил 18,9 млн. поездок, а в 2015 году — 315,8 млн. поездок. В 16,7 раз больше!

При всём при этом количество студентов в Петербурге, которые являются одной из льготных категорий, в 2008-2013 годах сократилось с 459 тыс. до 382 тыс. человек.

Информацию о своей деятельности метрополитен раскрывает крайне скудно. Непонятно, сколько пассажиров перевозят, сколько из них льготники и какие, почему субсидия для них за 2006-2015 годы увеличилась в 43 раза. Последний факт, кстати, отмечен в информации о результатах проверки метрополитена, которую проводила Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга: «Проверкой установлено, что на существенный рост величины бюджетной субсидии, наряду с объективными факторами, также повлияла низкая эффективность использования Предприятием государственного имущества и осуществление в отдельных случаях неэффективных расходов«. КСП также отметила, что недополученные доходы от использования государственного имущества составили не менее 1 млрд. рублей. Ну и много других нарушений, по которым сейчас проводятся проверки и расследуются дела.

Уверен, что много всего можно найти и по другим видам транспорта.

Всё это я к тому, что бесплатный проезд для студентов — это не вопрос денег. Деньги есть. Их надо лишь правильно использовать. Это всё вопрос приоритетов.