Бюджетный приоритет — чиновник?
Сейчас любят говорить о бюджетных приоритетах. То рассказывают про социальную направленность бюджета, то о приоритетах образования или безопасности. Бюджет Петербурга на 2013 год, подготовленный губернатором, имеет совсем другую направленность. Приоритетом в нём является чиновник.
Такой вывод можно сделать, проанализировав расходы на содержание органов власти и их аппаратов. Эти расходы в 2013 году по сравнению с текущим годом вырастут на 5,2% или на 605 млн. рублей (с 11,6 млрд. до 12,2 млрд. руб.). Это при том, что в целом расходы бюджета сокращаются почти на 2% (с 419 млрд. до 411 млрд. руб.), а доходы хоть и растут, но медленнее, чем расходы на содержание — всего на 4,9% (с 368 млрд. до 386 млрд. руб.).
Всё это мне кажется особенно важным, так как бюджет на будущий год, как и в предыдущие, остаётся дефицитным, доходы хоть и увеличились, но очень незначительно, а расходы и вовсе сокращаются. По сути, бюджет является кризисным, поэтому важно, как в кризис власть распределяет деньги, в том числе на своё собственное содержание.
Подробнее остановлюсь на данных, на основании которых я сделал все эти выводы.
Для анализа я взял проект бюджета на 2013 год, внесенный губернатором, а также поступившую от него поправку. Бюджет текущего года для проведения сравнительного анализа я взял с учётом последней корректировки. В случае с органами исполнительной власти (администрации губернатора, районов, комитеты, инспекции и управления) я учитывал суммы, выделяемые на «содержание исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга», а также «расходы на содержание главы Правительства Санкт-Петербурга» (это губернатор). Для Законодательного Собрания я взял суммы, заложенные на «содержание главы законодательной власти Санкт-Петербурга» (спикер ЗакСа), «содержание членов законодательной власти Санкт-Петербурга» (депутаты ЗакСа), «обеспечение деятельности законодательной власти Санкт-Петербурга» (аппарат ЗакСа»). Для Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных комиссий, а также уполномоченных по правам человека и ребёнка — расходы на содержание членов избирательных комиссий и соответствующих уполномоченных, а также расходы на аппараты всех этих структур.
Лидерами по росту расходов на содержание являются:
Государственная жилищная инспекция — на 50,7% (говорилось о предстоящем увеличении штата инспекции, т.к. на неё возложены дополнительные функции и растёт количество обращений граждан, поэтому, лично я, криминала в этом увеличении расходов не вижу; к тому же «Яблоко» в своей программе говорило о необходимости усиления жилищной инспекции);
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры — на 40,2%;
Контрольно-счётная палата — на 35,6% (в следующем году они начнут контролировать ещё и все 111 муниципалитетов, поэтому эти расходы тоже можно считать оправданными);
Комитет по информатизации и связи — на 32,5%;
Уполномоченный по правам человека в СПб — на 22,8% (это именно расходы на содержание Уполномоченного, а не аппарата; здесь нужно учесть, что расходы на содержание Уполномоченного по правам человека в текущем году меньше, чем на содержание Уполномоченного по правам ребёнка, поэтому было бы разумно их уравнять, но при этом всё равно расходы на содержание обоих уполномоченных предлагается увеличить на 16,3% по сравнению с расходами этого года на содержание детского омбудсмена);
Законодательное Собрание — на 18,5% и 14,7% (расходы на содержание главы ЗакСа и расходы на депутатов).
Есть также комитеты и районные администрации, в которых наблюдается сокращение расходов на содержание относительно текущего года:
1. Администрация Кронштадтского района — на 38,3% (в этом году там что-то глобальное ремонтировали вроде бы);
2. Администрация Московского района — на 9,9%;
3. Комитет по инвестициям и стратегическим проектам — на 7,6% (в городских комитетах, которые связаны с экономикой, госзаказом, предпринимательством и туризмом со следующего года будут перераспределены полномочия);
4. Администрация Выборгского района — на 4,4%;
5 Администрация Петроградского района — на 2,7%.
Изменение расходов на содержание районных администраций
Есть также несколько комитетов, которые со следующего года будут расформированы, но есть и новые комитеты. Финансирование на их содержание по отдельности я не рассматривал.
Сэкономленных за счёт «заморозки» зарплат чиновников 605 млн. рублей хватило бы, к примеру, на продление работы метро до часа ночи, как это было до 1996 года, и что уже поддержало почти 40 тысяч горожан. Или же этой суммы хватило бы на строительство двух больших детских садиков с бассейнами (по данным газеты «Коммерсант-СПб», строительство одного такого сада стоит 260 млн. руб.).
Разбивка по всем комитетам и строчкам выглядит следующим образом:
Наименование | 2012 г.
(в тыс. руб.) |
2013 г.
(в тыс. руб.) |
изменение, % |
---|---|---|---|
Администрация губернатора (Расходы на содержание главы Правительства Санкт-Петербурга) | 2283,9 | 2 483,8 | 8,8% |
Администрация губернатора (Содержание исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга) | 1055013 | 1170230,8 | 10,9% |
Законодательное Собрание (Расходы на содержание главы законодательной власти Санкт-Петербурга) | 2096,7 | 2 484,1 | 18,5% |
Законодательное Собрание (Расходы на содержание членов законодательной власти Санкт-Петербурга) | 77750,1 | 89 168,6 | 14,7% |
Законодательное Собрание (Расходы на обеспечение деятельности законодательной власти Санкт-Петербурга) | 981200,2 | 1051820,3 | 7,2% |
Государственная жилищная инспекция | 115733,6 | 174372,9 | 50,7% |
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры | 121624,3 | 170455,7 | 40,2% |
Контрольно-счётная палата | 90629,3 | 122 925 | 35,6% |
Комитет по информатизации и связи | 45 408,9 | 60 157,9 | 32,5% |
Комитет по транспорту | 87 660,8 | 97 468 | 11,2% |
КГИОП | 150 780,8 | 166 974,9 | 10,7% |
Архивный комитет | 43 213,6 | 47 259,3 | 9,4% |
Комитет по здравоохранению | 140 713,5 | 153 337,7 | 9% |
Комитет по печати и взаимодействию со СМИ | 49 294 | 53 580,3 | 8,7% |
Комитет по труду и занятости | 128 805,4 | 139 394 | 8,2% |
Комитет по культуре | 94 255,1 | 101834,2 | 8% |
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению | 111208,4 | 119 432,4 | 7,4% |
Комитет по строительству | 168176,4 | 180015,6 | 7% |
Комитет по физической культуре и спорту | 90 972,9 | 97 345,2 | 7% |
Комитет по образованию | 104894,2 | 112184,9 | 7% |
Комитет по социальной политике | 174999,7 | 187154,1 | 7% |
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности | 153940,3 | 164624,2 | 6,9% |
Комитет по тарифам | 48936,4 | 52331,1 | 6,9% |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству | 239470,7 | 256074,6 | 6,9% |
Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники | 54499,7 | 58260,5 | 6,9% |
Комитет по науке и высшей школе | 30827 | 32945,3 | 6,9% |
Комитет по делам записи актов гражданского состояния | 163656,3 | 174893,5 | 6,9% |
Комитет по внешним связям | 101693,8 | 108345,4 | 6,5% |
Жилищный комитет | 227702,7 | 242423,3 | 6,5% |
Государственная административно-техническая инспекция | 136376,2 | 144997 | 6,3% |
Служба государственного строительного надзора и экспертизы | 123162 | 130488,8 | 6% |
Комитет по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями | 43957,9 | 46434,9 | 5,6% |
Управление социального питания | 21854,5 | 22747,7 | 4,1% |
Управление по развитию садоводства и огородничества | 30555,7 | 31683,8 | 3,7% |
Комитет по благоустройству | 137012,6 | 141395 | 3,2% |
Комитет финансов | 742512,7 | 764044,4 | 2,9% |
Управление ветеринарии | 47921,2 | 49070 | 2,4% |
Комитет финансового контроля | 43473,7 | — | — |
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли | 388761,3 | — | — |
Комитет по экономической политике и стратегическому планированию | — | 186863,3 | — |
Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка | — | 102716,1 | — |
Комитет по государственному заказу | — | 46369 | — |
Комитет по промышленной политике и инновациям | — | 130241,5 | — |
Комитет по туризму | — | 38105 | — |
Комитет по градостроительству и архитектуре | 253731,7 | 252676,3 | -0,4% |
Комитет по управлению городским имуществом | 671806,1 | 663416 | -1,3% |
Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности | 161839,1 | 158459,1 | -2,1% |
Комитет по инвестициям и стратегическим проектам | 83710,3 | 69484,3 | -7,6% |
Комитет по транспортно-транзитной политике | 65889,2 | — | — |
Уполномоченный по правам человека (Расходы на содержание Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге) | 1540,2 | 1891,6 | 22,8% |
Уполномоченный по правам человека (Расходы на содержание аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге) | 38346,4 | 40992 | 6,9% |
Уполномоченный по правам ребенка (Расходы на содержание Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге) | 1626,8 | 1891,3 | 16,3% |
Уполномоченный по правам ребенка (Расходы на содержание аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге) | 34939,4 | 38574,3 | 10,4% |
Уставный суд (Расходы на содержание Уставного суда Санкт-Петербурга) | 15368,7 | 16882,8 | 9,9% |
Уставный суд (Расходы на обеспечение деятельности Уставного суда Санкт-Петербурга) | 62219 | 66530,2 | 6,9% |
Санкт-Петербургская избирательная комиссия (Расходы на содержание членов Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий) | 58076,7 | 63597,8 | 9,5% |
Санкт-Петербургская избирательная комиссия (Расходы на обеспечение деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий) | 80541 | 85539,8 | 6,2% |
Администрация Адмиралтейского района | 180720,7 | 178499 | -1,2% |
Администрация Василеостровского района | 187823,1 | 194280 | 3,4% |
Администрация Выборгского района | 228928,7 | 218908 | -4,4% |
Администрация Калининского района | 256515,4 | 253400,9 | -1,2% |
Администрация Кировского района | 202059,4 | 215562 | 6,7% |
Администрация Колпинского района | 180086 | 183255 | 1,8% |
Администрация Красногвардейского района | 194224,5 | 208595 | 7,4% |
Администрация Красносельского района | 192020 | 205395,6 | 7% |
Администрация Кронштадтского района | 155152,3 | 95759 | -38,3% |
Администрация Курортного района | 129538,3 | 132897 | 2,6% |
Администрация Московского района | 234331,7 | 211138 | -9,9% |
Администрация Петроградского района | 169596,6 | 165050,8 | -2,7% |
Администрация Петродворцового района | 157406,7 | 165101 | 4,9% |
Администрация Приморского района | 234731,5 | 241491 | 2,9% |
Администрация Пушкинского района | 162040,1 | 176438,4 | 8,9% |
Администрация Фрунзенского района | 209888,5 | 224514,7 | 7% |
Администрация Центрального района | 201141,1 | 218095,5 | 8,4% |