Бюджетный приоритет — чиновник?

Сейчас любят говорить о бюджетных приоритетах. То рассказывают про социальную направленность бюджета, то о приоритетах образования или безопасности. Бюджет Петербурга на 2013 год, подготовленный губернатором, имеет совсем другую направленность. Приоритетом в нём является чиновник.

Такой вывод можно сделать, проанализировав расходы на содержание органов власти и их аппаратов. Эти расходы в 2013 году по сравнению с текущим годом вырастут на 5,2% или на 605 млн. рублей (с 11,6 млрд. до 12,2 млрд. руб.). Это при том, что в целом расходы бюджета сокращаются почти на 2% (с 419 млрд. до 411 млрд. руб.), а доходы хоть и растут, но медленнее, чем расходы на содержание — всего на 4,9% (с 368 млрд. до 386 млрд. руб.).

Всё это мне кажется особенно важным, так как бюджет на будущий год, как и в предыдущие, остаётся дефицитным, доходы хоть и увеличились, но очень незначительно, а расходы и вовсе сокращаются. По сути, бюджет является кризисным, поэтому важно, как в кризис власть распределяет деньги, в том числе на своё собственное содержание.

Подробнее остановлюсь на данных, на основании которых я сделал все эти выводы.

Для анализа я взял проект бюджета на 2013 год, внесенный губернатором, а также поступившую от него поправку. Бюджет текущего года для проведения сравнительного анализа я взял с учётом последней корректировки. В случае с органами исполнительной власти (администрации губернатора, районов, комитеты, инспекции и управления) я учитывал суммы, выделяемые на «содержание исполнительного органа государственной  власти Санкт-Петербурга», а также «расходы на содержание главы Правительства Санкт-Петербурга» (это губернатор). Для Законодательного Собрания я взял суммы, заложенные на «содержание главы законодательной власти Санкт-Петербурга» (спикер ЗакСа), «содержание членов законодательной власти Санкт-Петербурга» (депутаты ЗакСа), «обеспечение деятельности законодательной власти Санкт-Петербурга» (аппарат ЗакСа»). Для Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных комиссий, а также уполномоченных по правам человека и ребёнка — расходы на содержание членов избирательных комиссий и соответствующих уполномоченных, а также расходы на аппараты всех этих структур.

Лидерами по росту расходов на содержание являются:

Государственная жилищная инспекция — на 50,7% (говорилось о предстоящем увеличении штата инспекции, т.к. на неё возложены дополнительные функции и растёт количество обращений граждан, поэтому, лично я, криминала в этом увеличении расходов не вижу; к тому же «Яблоко» в своей программе говорило о необходимости усиления жилищной инспекции);

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры —  на 40,2%;

Контрольно-счётная палата — на 35,6% (в следующем году они начнут контролировать ещё и все 111 муниципалитетов, поэтому эти расходы тоже можно считать оправданными);

Комитет по информатизации и связи — на 32,5%;

Уполномоченный по правам человека в СПб — на 22,8% (это именно расходы на содержание Уполномоченного, а не аппарата; здесь нужно учесть, что расходы на содержание Уполномоченного по правам человека в текущем году меньше, чем на содержание Уполномоченного по правам ребёнка, поэтому было бы разумно их уравнять, но при этом всё равно расходы на содержание обоих уполномоченных предлагается увеличить на 16,3% по сравнению с расходами этого года на содержание детского омбудсмена);

Законодательное Собрание — на 18,5% и 14,7% (расходы на содержание главы ЗакСа и расходы на депутатов).

Есть также комитеты и районные администрации, в которых наблюдается сокращение расходов на содержание относительно текущего года:

1. Администрация Кронштадтского района — на 38,3% (в этом году там что-то глобальное ремонтировали вроде бы);

2. Администрация Московского района — на 9,9%;

3. Комитет по инвестициям и стратегическим проектам — на 7,6% (в городских комитетах, которые связаны с экономикой, госзаказом, предпринимательством и туризмом со следующего года будут перераспределены полномочия);

4. Администрация Выборгского района — на 4,4%;

5 Администрация Петроградского района — на 2,7%.

Изменение расходов на содержание районных администраций

Есть также несколько комитетов, которые со следующего года будут расформированы, но есть и новые комитеты. Финансирование на их содержание по отдельности я не рассматривал.

Сэкономленных за счёт «заморозки» зарплат чиновников 605 млн. рублей хватило бы, к примеру, на продление работы метро до часа ночи, как это было до 1996 года, и что уже поддержало почти 40 тысяч горожан. Или же этой суммы хватило бы на строительство двух больших детских садиков с бассейнами (по данным газеты «Коммерсант-СПб», строительство одного такого сада стоит 260 млн. руб.).

Разбивка по всем комитетам и строчкам выглядит следующим образом:

 

Наименование 2012 г.

(в тыс. руб.)

2013 г.

(в тыс. руб.)

изменение, %
Администрация губернатора (Расходы на содержание главы Правительства Санкт-Петербурга) 2283,9 2 483,8 8,8%
Администрация губернатора (Содержание исполнительного органа государственной  власти Санкт-Петербурга) 1055013 1170230,8 10,9%
Законодательное Собрание (Расходы на содержание главы законодательной власти Санкт-Петербурга) 2096,7 2 484,1 18,5%
Законодательное Собрание (Расходы на содержание членов законодательной власти Санкт-Петербурга) 77750,1 89 168,6 14,7%
Законодательное Собрание (Расходы на обеспечение деятельности законодательной власти Санкт-Петербурга) 981200,2 1051820,3 7,2%
Государственная жилищная инспекция 115733,6 174372,9 50,7%
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры 121624,3 170455,7 40,2%
Контрольно-счётная палата 90629,3 122 925 35,6%
Комитет по информатизации и связи 45 408,9 60 157,9 32,5%
Комитет по транспорту 87 660,8 97 468 11,2%
КГИОП 150 780,8 166 974,9 10,7%
Архивный комитет 43 213,6 47 259,3 9,4%
Комитет по здравоохранению 140 713,5 153 337,7 9%
Комитет по печати и взаимодействию со СМИ 49 294 53 580,3 8,7%
Комитет по труду и занятости 128 805,4 139 394 8,2%
Комитет по культуре 94 255,1 101834,2 8%
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению 111208,4 119 432,4 7,4%
Комитет по строительству 168176,4 180015,6 7%
Комитет по физической культуре и спорту 90 972,9 97 345,2 7%
Комитет по образованию 104894,2 112184,9 7%
Комитет по социальной политике 174999,7 187154,1 7%
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности 153940,3 164624,2 6,9%
 Комитет по тарифам 48936,4 52331,1 6,9%
 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству 239470,7 256074,6 6,9%
 Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники 54499,7 58260,5 6,9%
 Комитет по науке и высшей школе 30827 32945,3 6,9%
 Комитет по делам записи актов гражданского состояния 163656,3 174893,5 6,9%
 Комитет по внешним связям 101693,8 108345,4 6,5%
 Жилищный комитет 227702,7 242423,3 6,5%
 Государственная административно-техническая инспекция 136376,2 144997 6,3%
 Служба государственного строительного надзора и экспертизы 123162 130488,8 6%
 Комитет по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями 43957,9 46434,9 5,6%
 Управление социального питания 21854,5 22747,7 4,1%
 Управление по развитию садоводства и огородничества 30555,7 31683,8 3,7%
 Комитет по благоустройству 137012,6 141395 3,2%
 Комитет финансов 742512,7 764044,4 2,9%
 Управление ветеринарии 47921,2 49070 2,4%
 Комитет финансового контроля 43473,7
 Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли 388761,3
 Комитет по экономической политике и стратегическому планированию 186863,3
 Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка 102716,1
 Комитет по государственному заказу 46369
 Комитет по промышленной политике и инновациям 130241,5
 Комитет по туризму 38105
 Комитет по градостроительству и архитектуре 253731,7 252676,3 -0,4%
 Комитет по управлению городским имуществом 671806,1 663416 -1,3%
 Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности 161839,1 158459,1 -2,1%
 Комитет по инвестициям и стратегическим проектам 83710,3 69484,3 -7,6%
 Комитет по транспортно-транзитной политике 65889,2  —
 Уполномоченный по правам человека (Расходы на содержание Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге) 1540,2 1891,6 22,8%
 Уполномоченный по правам человека (Расходы на содержание аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге) 38346,4 40992 6,9%
 Уполномоченный по правам ребенка (Расходы на содержание Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге) 1626,8 1891,3 16,3%
 Уполномоченный по правам ребенка (Расходы на содержание аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге) 34939,4 38574,3 10,4%
 Уставный суд (Расходы на содержание Уставного суда Санкт-Петербурга) 15368,7 16882,8 9,9%
 Уставный суд (Расходы на обеспечение деятельности Уставного суда Санкт-Петербурга) 62219 66530,2 6,9%
 Санкт-Петербургская избирательная комиссия (Расходы на содержание членов Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий) 58076,7 63597,8 9,5%
 Санкт-Петербургская избирательная комиссия (Расходы на обеспечение деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий) 80541 85539,8 6,2%
 Администрация Адмиралтейского района 180720,7 178499 -1,2%
 Администрация Василеостровского района 187823,1 194280 3,4%
 Администрация Выборгского района 228928,7 218908 -4,4%
 Администрация Калининского района 256515,4 253400,9 -1,2%
 Администрация Кировского района 202059,4 215562 6,7%
 Администрация Колпинского района 180086 183255 1,8%
 Администрация Красногвардейского района 194224,5 208595 7,4%
 Администрация Красносельского района 192020 205395,6 7%
 Администрация Кронштадтского района 155152,3 95759 -38,3%
 Администрация Курортного района 129538,3 132897 2,6%
 Администрация Московского района 234331,7 211138 -9,9%
 Администрация Петроградского района 169596,6 165050,8 -2,7%
Администрация Петродворцового района 157406,7 165101 4,9%
Администрация Приморского района 234731,5 241491 2,9%
 Администрация Пушкинского района 162040,1 176438,4 8,9%
 Администрация Фрунзенского района 209888,5 224514,7 7%
Администрация Центрального района 201141,1 218095,5 8,4%