Бюджет непостроенных школ, больниц, дорог и котельных

5f7b695571455f1b95137f558a72af2b_imgПетербургский бюджет в прошлом году исполнялся настолько плохо, что в этом году в парламенте пришлось устроить публичные слушания с приглашением общественности. Такое происходит только в том случае, если Контрольно-счетная палата (КСП) выявит нарушения при исполнении бюджета.

На слушания выносится проект закона об исполнении бюджета. Это сам проект закона, пояснительная записка и несколько приложений. Всё вместе – несколько сотен страниц таблиц и цифр. Всё это доступно, но не очень понятно. Конкретные выводы, графики и рекомендации содержатся в заключении Контрольно-счетной палаты, из-за которого и пришлось проводить слушания. Оно тоже очень объёмное, но всё же более понятное. Однако проблема в том, что в открытом доступе оно не было выложено. Ни на сайте КСП, ни на сайте Законодательного Собрания. Нигде. Непонятно, для какой общественности проводятся слушания, если от общественности скрывают основания для проведения слушаний.


Тем не менее мне удалось достать заключение КСП и даже «по диагонали» ознакомиться с ним. Вот некоторые выводы из этого заключения.

Наверно не все знают, но бюджет составляется на основе прогноза социально-экономического развития. Разрабатывается этот прогноз в двух вариантах: консервативном (не очень хороший прогноз) и умеренно-оптимистичном (хороший прогноз). В Петербурге за прошлый год по некоторым важнейшим показателям не достигнуты даже консервативные плановые показатели:

валовый региональный продукт, в млрд. руб. — по прогнозу 2204,1 (консервативный сценарий) и 2246,9 (умеренно-оптимистичный сценарий) – фактически оказалось лишь 2137,9 (оценочно)

объём работ в строительстве, млрд. руб. — по прогнозу 391 и 394,6 – фактически оказалось лишь 345,6

денежные доходы на душу населения в месяц, руб. — по прогнозу 29567 и 29792 — фактически оказалось лишь 27605,8

Прошлогодний бюджет очень плохо исполнен по расходам. Это и так известно. Более 10% расходов не было исполнено. Ниже среднего были профинансированы мероприятия в сфере физкультуры и спорта, а также ЖКХ. Как отмечается, запланированные, а значит необходимые, но не реализованные расходы в сфере ЖКХ сопоставимы с расходами на культуру. А в «Культурной столице» это не самые низкие расходы.

Особо стоит отметить также, что бюджет исполнялся крайне неравномерно. Большая часть расходов откладывалась на конце года. Так, около 40% бюджета было израсходовано в последние три месяца прошлого года, при этом 26% всего бюджета – всего лишь за один, последний месяц года. По мнению аудиторов, это негативно сказывается на уровне исполнения городского бюджета, эффективности использования и результативности расходования бюджетных средств. И эта история продолжается уже несколько лет, КСП постоянно это отмечает, но ничего не меняется.

Очень сильно снизилось исполнение адресной инвестиционной программы. Причем снижается оно на протяжении пяти лет, как в процентном отношении, так и в абсолютных цифрах. А это, между прочим, расходы на строительство и реконструкцию. Многое было запланировано, выделены деньги, но чиновники просто не справились с исполнением. Инвестиционные расходы в сфере здравоохранения профинансированы в 2,6 раза меньше, чем было запланировано, образование — в 2,1 раза, дорожное строительство — в 1,6 раз, коммунальное хозяйство — в 1,5 раза. А это значит, что не построены больницы, школы, дороги и котельные. По мнению аудиторов, всё это свидетельствует о «низком качестве планирования своей работы государственными заказчиками и о ненадлежащем и несвоевременном контроле за деятельностью подрядных организаций в целях эффективного и результативного освоения бюджетных ассигнований».

В прошлом году продолжилось сокращение поступлений от налога на прибыль организаций. Общее снижение составило почти 10% по сравнению с тем, что было запланировано. Понятно, что не очень благоприятная экономическая ситуация. Но свою роль сыграло ещё и то, что сократились поступления от крупнейших корпораций, зарегистрированных на налоговом учете в Санкт-Петербурге, но работающие в регионах. Это привет администрации Матвиенко, которая, пытаясь превратить Петербург в офшор, переманивала из регионов корпоративных руководителей.

В заключении ещё много всего перечислено. Что не сделано, что нарушено, что скрыто…