Делаем власть прозрачней

Некоторое время назад с депутатом городского парламента Ольгой Галкиной написали несколько законопроектов, которые выложили на её сайте для общественного обсуждения. Другие проекты на подходе, а пока хотел бы рассказать о том, что уже обсуждается.
Но начну с самой практики общественного обсуждения. Насколько я понимаю, из петербургских депутатов Галкина стала первой, кто пытается обсуждать с обществом свои инициативы до того, их поддержит или отклонит (что вероятнее для оппозиционного депутата) депутатское большинство. За последнее время я неоднократно слышал упрёки от разных гражданских активистов в адрес оппозиционных фракций о том, законопроекты громко обсуждаются уже после того, как их отклоняют, а если бы было наоборот, то кампания общественной поддержки оппозиционных инициатив способствовала бы их принятию… Мы пытаемся исправляться.
Первые инициативы, которые официально будут внесены Ольгой Галкиной, направлены на обеспечение прозрачности в деятельности органов власти, различных учреждений и служб, а также на повышение роли гражданского общества в контроле за властью. Все эти инициативы, которых в будущем будет больше, мы объединили под названием «Прозрачная власть».
Прозрачные ГУПы
Первый законопроект вносит изменения в городской закон о государственных унитарных предприятиях. В Петербурге таких предприятий десятки, некоторые из них очень крупные, а их бюджеты исчисляются сотнями миллиардами рублей. Но эти государственные предприятия являются довольно закрытыми  и непрозрачными.
Напомню, что унитарные предприятия — это коммерческие организации, которые используют государственное или муниципальное имущество в своей деятельности, но не владеют им. Например, в Петербурге работают таких унитарные предприятия как: «Петербургский метрополитен», «Водоканал», «ТЭК СПб», «Городской центр автостоянок и гаражей», «Городской центр размещения рекламы», предприятие городского электрического транспорта и многие другие. Есть, конечно, и более мелкие, типа столовых Смольного и Мариинского дворца или нескольких банных комплексов.
Об эффективности работы этих предприятий сейчас мало известно. Их деятельность, конечно, в большинстве своём видна, но этого недостаточно.
Парадоксально, но обычные открытые акционерные общества, по закону, обязаны раскрывать информацию о своей деятельности, публикуя в открытом доступе бухгалтерские балансы, отчёты и т.д. То же самое должны делать все организации, которые занимаются управлением в сфере ЖКХ. С недавних пор обязанность по раскрытию информации возложена на бюджетные учреждения (в т.ч. школы, больницы, поликлиники), которые обязаны публиковать информацию о себе на специальном сайте.
Вот именно поэтому в городской закон предлагается добавить перечень информации, которую обязаны публиковать петербургские унитарные предприятия на своих официальных сайтах или на сайтах учредителя. К такой информации предлагается отнести бухгалтерскую отчётность и аудиторские заключения (аудиторы в обязательном порядке ежегодно проверяют все униатрные предприятия), планы (программы) финансово-хозяйственной деятельности и утверждённые критерии оценки деятельности и многое другое.
Контроль за властью через библиотеку
В Петербурге уже давно действует закон, по которому экземпляры всех официальных изданий, учредителем которых являются государственные или муниципальные органы в обязательном порядке доставляются в библиотеки Санкт-Петербурга. Более того, в библиотеки должны доставляться также экземпляры официальных документов, изданных государственными и мунициапльными органами.
Издания и документы госорганов должны доставляться в библиотеку им. Маяковского, а издания и документы муниципалитетов — в государственные библиотеки соответствующего района. Не знаю по поводу «Маяковки», а вот в районные библиотеки если что-то и доставляется, то с большим опозданием. Наверно не стоит вспоминать, как во время предыдущих муниципальных выборов кандидаты не могли найти газеты с информацией о границах округов. Сейчас также невозможно разыскать публикации о формировании избирательных комиссий муниципальных образований.
На этот проект, кстати, уже получено положительное заключение юридического управления ЗакСа.
Подготовленный нами законопроект устанавливает чёткие сроки, в которые документы должны доставляться в библиотеки.  Тогда можно будет оперативнее отслеживать официальные публикации, и это сделает власть более прозрачной.
Власть в интернете
Третий, довольно большой законопроект — это полноценный закон, который предлагается принять вместо действующего сейчас. По этому проекту мы также консультировались с руководителем ЭКОМа Александром Карповым, но в итоге проект получился более широким, чем планировалось. В нём речь идёт об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных и муниципальных органов в Санкт-Петербурге.
На федеральном уровне действует похожий рамочный закон, после принятия которого в Петербурге был принят местный закон, но без муниципальной части.
Предлагаемый проект устраняет этот «муниципальный пробел» и вносит много нового. Вот лишь краткий обзор этих новаций:
— вместо государственных органов в проекте говорится о государственных и муниципальных органах, причём, не только органах власти, но, например, об избирательных комиссиях муниципальных образований;
— добавляется возможность информирования о деятеяльности государственных и муниципальных органов через системы автоинформирования по телефону, факсу, смс (пока предлагается не как обязанность, а как возможность);
— уточняются виды публикации нормативно-правовых актов в интернете (сейчас это электронные копии бумажных документов и электронные оригиналы), при этом указывается, что таблицы публикуются также в формате электронных таблиц (excel) — сейчас работать с таблицами, например, бюджета, очень тяжело, т.к. они, в лучшем случае, в формате pdf;
— сокращается перечень СМИ, предназначенных для официального опубликования документов. Сейчас к таким СМИ относится больше десятка СМИ, в том числе, например, «Каталог Российского аукционного дома». В идеале было бы оставить лишь одно издание для публикации всех нормативных актов органов государственной власти и по одному изданию на каждый муниципалитет. В проекте предлагается оставить вестники администрации и Законодательного Собрания, а также Комитета финансов (для бюджетных публикаций) и Санкт-Петербургской избирательной комиссии;
— вводится обязанность публикации на сайтах органов ВСЕХ правовых актов, в т.ч. тех, для которых не требуется официальное опубликование для вступления в силу. Важная новация — публикация на сайте осуществляется В ДЕНЬ вступления в силу или официального опубликования правового акта (это для всех государственных и муниципальных органов, в т.ч. пресловутых избиркомов);
— вводится перечень информации о деятельности государственных и муниципальных органов, которая подлежит публикации в интернете — перечень более широкий, нежели в федеральном законе. Например, предлагается публиковать даже протоколы всех заседаний, доступ к которым открыт для граждан в соответствие с законодательством (а это почти все заседания), а также электронные копии газет, учредителем которых является тот или иной орган. Установлены также сроки публикации всей этой информации и изменений к ней.
Не знаю, какая судьба ждёт эти законопроекты. Но хотелось бы получить отлик на них от гражданских активистов. Интересны и предложения-дополнения, и критика, и просто слова поддержки. В общем, оставляйте комментарии под каждым проектом. Или же здесь.