(Не)прозрачная местная власть

Известно, что в Петербурге есть большие проблемы с обеспечением доступа к информации о деятельности местного самоуправления. Миллионы тратятся на газеты, сайты и прочую мишуру, но о принимаемых решениях, постановлениях и прочих правовых актах зачастую ничего неизвестно. И это несмотря на то, что законом создано много, пусть и несовершенных, механизмов для обеспечения доступа к подобной информации.

Теория

Один из таких механизмов — это обязанность представления копий документов органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в библиотечную систему города. Конечно, есть конституционная обязанность обеспечения доступа к информации органов власти, есть специальный федеральный закон об обеспечении доступа к информации органов власти. Законодательство об обязательном экземпляре создано для других целей, но и здесь написано о необходимости библиографической и статистической регистрации документов, информировании общества о получаемых документах, формировании комплекта документов муниципальных образований.

В Петербурге, в соответствии с региональным законом, в библиотеки должны представляться обязательные экземпляры документов как печатных изданий (газет), так и правовых актов. Причём, правовые акты должны представляться, даже если они опубликованы в представленной в библиотеку газете. Такая двойная гарантия. Перечень библиотек определён в соответствии с законом. Создана также база регистрации всех поступающих обязательных экземпляров, которая открыта для всеобщего доступа. В общем можно отследить, кто нарушает закон, а кто нет.

Всё это позволяет, хотя бы теоретически, находить целый ряд важных документов, которые органы власти хотели бы скрыть.

Кстати, в Петербурге не так давно был прецедент, когда суд, по инициативе горизбиркома, отменял назначенные муниципальные выборы, в том числе по причине отсутствия соответствующего решения в библиотеке.

Практика

Как раз с помощью упомянутой базы посмотрел, что происходит с документами муниципалитетов. Отследил документы муниципальных советов и местных администраций за 2016 и 2017 годы. Оказалось, что из 111 муниципалитетов, как минимум 44 нарушают закон и не представляют никаких документов. Ещё 32 делают это частично (обнаружены документы или только муниципальных советов, или только за один год из последних двух). В 28 случаях в базе имеются документы и совета, и администрации за 2016 и 2017 годы. В семи случаях трудно было найти информацию, так как муниципалитеты носят номерные названия, поэтому по ним статистики нет.

Из того, что содержится в базе, есть решения об утверждении бюджетов, проведении публичных слушаний, утверждении перечней зеленых насаждений, определении мест, где запрещено торговать алкоголем, постановления об утверждении ведомственных программ, регламентов по указанию муниципальных услуг и многое другое.

* 0 (серый цвет) — никаких документов за 2016 и 2017 годы в библиотеках нет, 4 (тёмно-зелёный цвет) — в библиотеках имеются документы совета и администрации за 2016 и 2017 годы, красным цветом отмечены муниципалитеты, которые не изучались

К сожалению, раз в несколько лет город сталкивается с тем, что муниципалитеты скрывают решения о назначении выборов или нарезке округов. Ежегодно скрываются решения о проведении бюджетных слушаний. Некоторые свои бюджеты скрывают чуть ли не на протяжении всего созыва.

За нарушение закона предусмотрена административная ответственность. Но за этим никто не следит: ни прокуратура, ни библиотеки, ни сами муниципалитеты.

Опыт

Некоторое время назад я очень удивил московских муниципальных депутатов, рассказав, как в Петербурге создана практика сокрытия тех или иных решений органов местного самоуправления. Для них это было удивительно.

В Москве муниципальные правовые акты публикуются в общегородском сборнике. Похожая практика, кстати, есть в Ленобласти, где также поселения публикуют свои документы в районных сборниках.

Более того, в Москве открытые заседания муниципалитетов в обязательном порядке транслируются в интернете — это требование записано в законе города Москвы. Хотя бы таким образом можно получить информацию о решениях, принимаемых представительным органом. В прошлом созыве Законодательного Собрания Петербурга я имел отношение к разработке аналогичной нормы для петербургского законодательства: законопроект был внесён, но не рассмотрен, а в этом созыве депутаты сняли его с регистрации.

Кстати, Петербург — наверно единственный регион, в Уставе которого предусмотрена должность Государственного секретаря, который должен вести реестр правовых актов, принятых органами государственной (не муниципальной) власти. Должность всегда оставалась вакантной.

Что дальше

Для реального обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления наверно стоит сделать следующее:

1. Доработка местного законодательства об обязательном экземпляре. Несколько лет назад участвовал даже в подобной инициативе — губернатор тогда поддержал, но депутатское большинство нет.

2. Усиление и уточнение административной ответственности.

3. Принятие закона об обязательной интернет-трансляции заседаний муниципальных советов.

4. Реализация предусмотренного Уставом города подобия института госсекретаря (возможно, в электронном виде) с расширением функционала на муниципальные акты.

5. Контроль, ответственность и наказание. В том числе за исполнением и неисполнением законодательства о доступе к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.