Новая жизнь «серого пояса». Американский опыт
В Чикаго мы ездили в отдалённый район города — Пулльман. Нас знакомили с работой некоммерческой организации, которая занимается развитием этого района. Когда-то это был отдельный маленький городок, в котором проживали работники вагоностроительной компании Пульмана. Во второй половине 20 века от этой компании мало, что осталось. А город стоит. И люди там живут. Но район крайне депрессивный. Хотя вся застройка охраняется государством — ничего нельзя сносить.
И вот в 2010 году на обломках пульмановской империи была создана некоммерческая организация «Инициативы по развитию районов Чикаго». Целью структуры была координация ресурсов, экономического развития и воссоздания слаборазвитых и бедных районов.
Эта некоммерческая организация с помощью поддерживаемых банков выкупила большие пустующие территории для их дальнейшего развития: создания инфраструктуры, рабочих мест и проч. Организация занимается привлечением крупного бизнеса на эту территорию, составляет план развития, обсуждает его с жителями, местными властями.
За прошедшее время было создано около 1 тыс. рабочих мест. На территории, оператором которой является организация, открылся универмаг Wallmart (450 рабочих мест), универмаг Ross (250 рабочих мест), экологическое мыловаренное предприятие, на крыше которого разместилось ещё одно производство — теплицы для выращивания овощей, логистический центр сети продуктовых магазинов. Ещё здесь появился ветряк и солнечные батареи, обеспечивающие работу мыловаренного предприятия и теплиц.
Некоммерческая организация какую-то территорию продала пришедшему бизнесу. Что-то построила и сдаёт в аренду. В каком-то случае в аренду сдаёт лишь участок.
Параллельно организация выкупает ветхие дома, ремонтирует их и снова продает. Нетипичная для нас, но всё же некоммерческая организация. В штате работает только 10 человек, в совет организации входит 15 человек, половина из которых местные жители, другая половина — юристы, экономисты и прочие специалисты.
К чему я всё это?
В Петербурге есть огромная территория бывшего завода «Красный треугольник». Многие здания заброшены, но охраняются как памятники истории. Город пытается разрабатывать концепцию развития, параллельно объявляя торги по помещениям. «Фонд имущества Санкт-Петербурга», который сейчас занимается и концепцией «Треугольника», и арендой-продажей всего городского имущества, отвечать за развитие территории не может.
Было бы наверно здорово, если бы развитием здесь занималась отдельная структура, нацеленная только на эту территорию. Наверно найти банковскую поддержку для выкупа территории, как это сделано в описанном американском примере, у нас сложно. Но можно учредить государственную некоммерческую организацию, тогда эта деятельность будет под контролем. И не было бы тогда на территории «Красного треугольника» «лоскутного одеяла» из разных собственников, арендаторов и прочих субъектов, каждый из которых видит развитие территории по своему.
Концепцией занимается не только Фонд Имущества, соглашения подписаны с университетом ИТМО и архитектурным бюро «Евгений Герасимов и партнеры» https://vk.com/wall-71509438_620
Думаю, Фонд Имущества, как гос. организация, выступает эдаким мостом, ориентируясь в правовом поле и владея информацией о территории завода.
Как раз по ссылке и написано, что оператор территории — Фонд имущества. Бюро и университет привлечены, видимо, как подрядчики по подготовке самой концепции. Но на Фонд имущества не возложены функции развития данной конкретной территории. Фонд является «уполномоченным продавцом государственного имущества Санкт-Петербурга», о чём и написано на его сайте https://фондимущества.рф/page/about. Оперирование территорией заключается в продаже госимущества, без какой-либо единой концепции развития. Анонсированная продажа прав аренды до окончания работы над концепцией лишь подтверждает это.