Ночной транспорт в Петербурге: от мечты до запуска

Сегодня в Петербурге снова начнет работать ночной общественный транспорт. До 15 ноября с пятниц на субботы и с суббот на воскресенья, а также по праздникам вдоль линий метро поедут ночные автобусы. Кроме того, в самой подземке между станциями «Адмиралтейская» и «Спортивная» будет ходить поезд-челнок, связывающий разорванные ночной навигацией Васильевский остров и Петроградскую сторону с Центральным районом.

Автобус едет по Невскому проспекту.

Долгие годы идею ночного общественного транспорта в Петербурге считали утопией. Когда на выборах в городской парламент 2011 года она появилась в программе «Яблока» (я тогда состоял в партии и выдвигался от нее кандидатом в Адмиралтейском районе), со всех сторон нас критиковали и привешивали разнообразные ярлыки, из которых обвинение в популизме было еще не самым худшим.

Идею стало продвигать молодежное крыло партии, а после раскола питерского «Яблока» мы продолжили эту работу в движении «Весна». Мы запустили сайт «Метро-24», на котором рассказывали о международном опыте, приводили доводы и расчеты, аргументировали нашу позицию. Через сайт мы собрали 40 тысяч подписей петербуржцев, поддержавших ночной транспорт.

На наши требования обратили внимание городские власти и руководство метро. Причем, довольно своеобразно: против нас развернулась информационная кампания в СМИ и социальных сетях. Это лишь новые огромные расходы для и без того убыточной системы общественного транспорта, внушали нам оппоненты. Нас критиковали и высмеивали. На сайте петербургской подземки появилось открытое письмо неких «молодых специалистов метрополитена», в котором наши предложения объявили абсурдными и неосуществимыми.

Однако мы продолжали убеждать людей и расширять базу сторонников своей идеи. Необходимо было переломить закостеневшее представление о нашем городе, и, в конце концов, нам это удалось – ночной транспорт в Петербурге появился и становится естественной частью городской инфраструктуры.

По примеру парижских студентов 1968 года мы были реалистами, поэтому требовали невозможного. Но невозможного – лишь в головах тех, кто не в состоянии освободиться от стереотипов и штампов. И именно наше «невозможное» предложение – как технически организовать ночное движение в перегонах под Невой с помощью поезда-челнока – сегодня воплощено между «Адмиралтейской» и «Спортивной».

Да, ночной транспорт остается убыточным. Как и весь общественный транспорт в Петербурге – метро, трамваи, троллейбусы и автобусы, как и система велопроката. Но для снижения убытков и увеличения потока пассажиров остается масса возможностей – информирование горожан, оптимизация режима работы и маршрутов. Дальнейшие шаги по развитию ночных перевозок мы предлагали еще в проекте «Метро-24», а недавно активисты «Городских проектов» в Петербурге представили отличный анализ работы ночного транспорта и интересные предложения на перспективу.

Наш город, пожалуй, как никакой другой богат ночными «фишками», привлекающими миллионы туристов. Белые ночи, разведенные мосты с проходящими под ними большими кораблями, дворцы и памятники в художественной подсветке (на нее, к слову, город тоже тратит огромные деньги, но почему-то вопрос об окупаемости и прибыли в этом случае не ставится). Ночью жизнь мегаполиса не замирает. Тысячи человек, жителей и туристов, каждую ночь гуляют по Петербургу, любуются его красотой, оставляют деньги в клубах и барах. Стабильно работающий общественный транспорт необходим и для удобства людей, и для реализации огромного экономического потенциала ночного города.