Почти секретный новый закон о муниципальных выборах

TTmHF8wDAEAЗа ночь пролистал новый проект закона о выборах муниципальных депутатов в Санкт-Петербурге. Проект вносится в срочном порядке: 174-страничный документ роздан вчера вечером, а сегодня уже с голоса внесен на обсуждение парламента. Из того, что я заметил по сравнению с действующим законом…


1. Досрочное голосование. Федеральный закон об этом принят, но пока не подписан. Однако есть решение Конституционного суда (правда, не все судьи согласны с этим решением). В общем предлагается проводить досрочное голосование в течение 15 дней: сначала в избирательной комиссии муниципального образования (ИКМО), а затем на каждом избирательном участке. Здесь стоит отметить, что принятый, но пока не подписанный федеральный закон позволяет установить и более короткий период досрочного голосования, при этом 15 дней — это максимально возможный срок. Более того, федеральный закон позволяет проводить досрочное голосование как только в ИКМО, так и в ИКМО, и на участках. Петербургский законодатель выбирает именно второй вариант, который не только более дорогой с точки зрения бюджета, но ещё и менее контролируемый.

2. В проекте городского закона пока ничего нет про сбор подписей за кандидатов, выдвинутых политическими партиями, не представленными в парламентах и не участвовавшими ранее в выборах, хотя это предусмотрено в принятом, но пока не подписанном федеральном законе.

3. Отдельно прописано активное избирательное право (т.е. право голосовать) на муниципальных выборах военнослужащих-контрактников, проходящих службу в организациях и учреждениях на территории округа, а также членов их семей, зарегистрированных при военной организации. Говорится о том, что члены семей должны иметь соответствующую регистрацию, а вот о регистрации самих военнослужащих речи вроде бы нет — достаточно просто проходить службу по контракту.
Кстати, о праве голосовать иногородних студентов, зарегистрированных в студенческих общежитиях в округе, в проекте закона ничего не говорится.

4. Все документы о выдвижении теперь необходимо сдавать не только на бумажном носителе, но и в машиночитаемом виде, в том числе копии паспорта, документов, подтверждающих образование, место работы и т.д. Что означает этот машиночитаемый формат, не очень понятно.

5. При уведомлении о своём выдвижении кандидат, выдвинутый партией, должен представить ещё и заверенный документ с наименованием муниципального периодического издания, в котором опубликована или будет опубликована предвыборная программа. Раньше ничего подобного при выдвижении не требовалось. Этого нет и в федеральном законодательстве. Интересно, что об этом документе, который необходимо предоставить при выдвижении, ничего не сказано в соответствующем разделе закона, где и говорится о процедуре выдвижения. Этот параграф спрятан в разделе о предвыборной агитации. Непонятно, кто гарантирует, что муниципальные печатные органы будут публиковать какие-то программы политических партий.

6. Избирательный фонд кандидата не может превышать 20 тысяч рублей. Данная сумма была установлена в конце 2009 года, хотя на предыдущих выборах, проходивших в первое половине 2009 года, предельный размер избирательного фонда составлял 1 млн. рублей.

7. По предлагаемому законопроекту на финансового уполномоченного теперь должна быть оформлена нотариальная доверенность. Не пользовался никогда финансовым уполномоченным на местных выборах, но раньше вроде бы такой нормы не было.

8. В избирательных комиссиях теперь создаются контрольно-ревизионные службы с привлечением руководителей и специалистов из государственных и иных органов и учреждений, в т.ч. Центрального банка и Сбербанка. Раньше таких комиссий не было, но теперь это вроде бы предусмотрено федеральным законом.

9. Внесены нормы об информировании избирателей, являющихся инвалидами по зрению. Избирком должен определить участки, на которых размещается информация крупным шрифтом или с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Это также не нововведение Петербурга, а предусмотрено федеральным законом.

Пока это всё. Надеюсь, что в ближайшее время проект закона всё же будет где-то опубликован, т.к. сейчас он лишь в бумажном виде, что осложняет работу с ним.