Развитие малого бизнеса в Петербурге: полномочия есть, механизмов нет

Оказывается, в 2012 году в Санкт-Петербурге резко сократилось количество малых предприятий на каждые 100 тыс. человек. Если на 1 июля 2011 года этот показатель составлял 426,4 предприятия на 100 тыс. человек, то в 2012 году — уже 371,3. Очень резкое падение. Правда, при этом Петербург всё равно остался бесспорным лидером по этому показателю.

Я поискал аналогичную информацию с разбивкой по муниципалитетам Петербурга, так как среди вопросов местного значения, которыми занимаются муниципалитеты, есть содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования. Поэтому захотелось посмотреть эффективность реализации этого полномочия. К тому же часть налогов на малый бизнес, который работает по упрощённой системе налогообложения, поступает именно в местные бюджеты.

Муниципальные округа в Петербурге очень разные: где-то спальные районы, где-то большую территорию занимают бывшие промышленные гиганты, которые сдают свои помещения под склады и офисы, есть и центральные районы с большой долей офисных зданий. На эти характеристики муниципалитеты повлиять не могут, а предприниматели подыскивают для себя те территории, которые им наиболее выгодны для занятия бизнесом: дешевле аренда, инфраструктура и т.д. Поэтому я решил взять такой показатель, как количество индивидуальных предпринимателей (ИП) на 1000 совершеннолетних жителей каждого муниципалитета. ИП, в отличие от других форм малого предпринимательства, регистрируется строго по месту регистрации предпринимателя, т.е. в большинстве случаев по месту жительства. В данном случае предприниматель не может выбирать место для юридической регистрации своего бизнеса, поэтому на количество ИП существенное влияние могут оказать различные программы по развитию малого бизнеса.

Количество зарегистрированных ИП с разбивкой по муниципалитетам я нашёл только за 2010 год, когда в стране проводилось «сплошное статистическое наблюдение малого и среднего бизнеса». Более свежей статистики, к сожалению, не нашёл, хотя известно, что она собирается. Всего в Петербурге на тот момент было около 65 тыс. индивидуальных предпринимателей или 17,8 ИП на 1000 совершеннолетних жителей. Больше всего ИП на 1000 совершеннолетних жителей было в Петроградском районе — 29,7, на втором месте — Адмиралтейский с показателем 26,1. Среди муниципалитетов самый большой показатель был в МО Аптекарский остров (Петроградский район) — 34,1 ИП на 1000 взрослых жителей. В моём родном Екатерингофском округе (Адмиралтейский район) этот показатель составлял 29,7 — самый высокий в Адмиралтейском районе (что удивительно, так как округ многие считают депрессивным, с большой заброшенной промзоной).

Что же могут делать муниципалитеты для развития малого предпринимательства на своей территории и соответственно увеличения источников доходов своих бюджетов?

В 2007 году был принят федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нём прописано, что к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:
1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Позднее был принят соответствующий закон Санкт-Петербурга, в котором к полномочиям правительства Санкт-Петербурга, в частности, отнесены поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях внутригородских муниципальных образований.

Не знаю, какие методические рекомендации разработало городское правительство для муниципалитетов, но на практике программы по содействию развитию малого бизнеса на территории муниципального образования — это лекции и консультации для представителей малого бизнеса или желающих этот бизнес создать, а также никому ненужные памятки по открытию бизнеса. На эти цели выделяются от десятков до нескольких сотен тысяч рублей ежегодно. В эффективности этих мер я сомневаюсь.

На мой взгляд, лекции и консультации для малого бизнеса в муниципалитетах никому не нужны. Сейчас многое можно найти в интернете или, в крайней случае, получить консультацию во многих других местах, а не в муниципалитете. Эффективнее было бы, к примеру, освобождение от налога новых субъектов малого бизнеса (на первый год или два). Хотя бы в той части налога, которая зачисляется в местный бюджет (от 10 до 100%, в зависимости от муниципалитета). Или же муниципалитеты как меру поддержки могли бы оплачивать для субъектов малого бизнеса доступ к интернет-бухгалетерии в первые год-два их деятельности (насколько я знаю, многие этим пользуются). Эти меры, правда, не могут быть применены петербургскими муниципалитетами в условиях нынешнего законодательства.

Может у кого-то есть ещё идеи по конкретным мерам содействия развитию малого бизнеса? (особенно вопрос к тем, кто сам занимается малым бизнесом, так как вам виднее, где именно нужна помощь)

PS В ближайшее время, скорее всего, количество субъектов малого предпринимательства сократится ещё сильнее, так как власти решили закрывать дыры в бюджете социальной сферы за счёт малого бизнеса: в этом году в два раза повышены социальные взносы для малого бизнеса. Это приведёт к уходу в тень части субъектов малого предпринимательства и к сокращению поступлений, прежде всего, в местные бюджеты.