Сколько стоят выборы?
В Петербурге обсуждают новый закон о выборах регионального парламента. Там много всего. Больше плохого, чем хорошего. Но хочу написать о деньгах.
Демократия — штука недешёвая. И выборы тем более. Правда, бывают исключения. Например, в 2014 году на муниципальных выборах каждый кандидат по закону мог потратить на свою агитацию более 20 тысяч рублей. Некоторые жулики, правда, умудрялись избраться «забесплатно». Или почти бесплатно. Но это лишь исключение, подтверждающее правило. Честные выборы совсем бесплатными не бывают.
В проекте закона о выборах Законодательного Собрания Петербурга, который внесли единороссы, установлены предельные размеры избирательных фондов кандидатов: 100 млн. рублей для партий, которые выдвигают общегородские списки, и по 5 млн. рублей для кандидатов в одномандатных округах, независимо от субъекта выдвижения.
Кому-то это наверно покажется много. И это действительно, мягко говоря, немаленькие деньги. Но давайте посмотрим шире.
Начну с прошлого. Пять лет назад в выборах в Законодательное Собрание участвовало семь партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», «Правое дело», «Справедливая Россия», «Яблоко». Выборы были только партийными, но каждая партия, по закону, могла потратить на выборы до 600 млн. рублей. Эта норма действует до сих пор. И именно её сейчас хотят заменить на 100 млн. рублей. То ли за эти пять лет произошла дефляция, которой мы не заметили, то ли кризис, то ли ещё что-то.
Больше всех, кстати, пять лет назад потратила «Единая Россия» — 142,5 млн. рублей (при этом сейчас они предлагают ограничить 100 млн. руб.). То есть на каждый полученный голос они потратили 195 рублей. Дороже каждый голос тогда обошёлся только «Правому делу» — 665 рублей. Правда, они потратили всего 10,9 млн. рублей, но и получили совсем немного голосов.
Три партии тогда собирали подписи, чтобы принять участие в выборах: «Патриоты России», «Правое дело» и «Яблоко». Все сдали одинаковое количество подписей — насколько помню, около 35 тысяч. Правда, суммы потратили разные. Если вычесть из общих расходов на избирательные кампании этих партий расходы на сбор подписей, то получится такой расклад:
Теперь более свежий пример. В 2014 году в Москве выбирали Мосгордуму. Выборы там проходили только по одномандатным округам. Кандидаты были ограничены 20 млн. рублей, каждый из которых мог потратить в своём округе. Округа там примерно такие же, как будут и в Петербурге — около 150 тысяч избирателей. Но у нас для такого округа единороссы предлагают установить предел на уровне 5 млн. рублей.
Очень интересное исследование о расходах на избирательные кампании по разным округам сделал Владислав Наганов совместно с «Голосом».
Отдельно отмечу кампанию известного общественного деятеля Максима Каца. На подписи он потратил около 1,5 млн. рублей, а всего на кампанию 10,2 млн. рублей. У него, правда, была сравнительно дорогая кампания. Но более половины кандидатов, ставших депутатами Мосгордумы, потратили более 5 млн. рублей. Никому из них, правда, не пришлось вроде бы тратиться на сбор подписей, а то получилось бы ещё больше.
Зачем единороссы хотят ограничить предельные расходы на выборах?
Видимо, рассчитывают на административный ресурс. Больше, чем пять лет назад. При этом, например, в их законопроекте предложено отказаться от бесплатных публикаций для зарегистрированных кандидатов в государственных печатных изданиях или изданиях, финансируемых из бюджета. То есть тут придётся тратить денег больше, чем раньше, но возможности при этом ограничивают.
Ещё один момент — возможности снятия кандидатов при превышении избирательного фонда на 5% от предельного размера или осуществлении расходов на кампанию вне официального избирательного фонда в размере более 5% от предельного размера. Такие штуки происходят обычно не намеренно, но они бывают. Если предельный размер избирательного фонда будет больше, то и 5% от этого размера будут составлять существенную сумму.
Мы с этим сталкивались на муниципальных выборах, когда нам нужно было оплатить нотариальные доверенности на финансового уполномоченного, которые со счёта оплатить непросто. Стоила доверенность 1000 рублей, что составляло как раз 5% от предельного размера избирательного фонда (20 тыс. руб.). Будь фонд побольше — оплатили бы вне фонда без особых последствий. А так пришлось сильно заморачиваться.