Чиновники в окружении митингов. Мировой опыт

В каком-то вестнике Совета Федерации нашёл обзор мировой практики проведения пикетов и митингов у зданий органов власти. Учитывая, что скоро петербургский парламент будет рассматривать изменения к закону о митингах, которыми будут запрещены любые собрания граждан в радиусе 200 метров от зданий, занимаемых органами власти, учреждениями образования и здравоохранения. Оттого мировой опыт ещё интереснее.

Запрос № 1946

Публичные собрания у зданий органов государственной власти

 

Итоговый отчёт подготовлен Библиотекой Сабора (парламента) Хорватии.

Снежанна Рамляк апрель 2012 г.

 

Содержание запроса:

1. Существуют ли в вашей стране какие-либо законодательные ограничения на проведение публичных собраний у зданий парламента, правительства, конституционного суда и резиденции президента?

2. Если существуют, то, пожалуйста, укажите, какие именно?

 

Информация по организации запроса:

В Хорватии готовится закон «О дополнениях и поправках к закону о публичных собраниях», и члены парламента интересуются, каким образом данный вопрос регулируется в других европейских странах. Запрос был направлен 7 марта 2012 года. Получены ответы от 37 корреспондентов: Андорра (Генеральный Совет), Австрия – (Федеральное Собрание), Бельгия (Палата Представителей),Босния и Герцеговина (Парламентское Собрание и Палата Представителей), Великобритания (Палата Общин), Венгрия (Народное Собрание), Германия (Бундестаг), Греция, Дания (Фолкетинг), Израиль (Кнессет), Ирландия (Ойряхтас), Исландия (Альтинг), Испания (Сенат), Италия (Сенат), Канада (Библиотека Парламента), Кипр (Палата Представителей), Латвия (Сейм), Литва (Сейм), Македония, Нидерланды (Генеральные Штаты), Норвегия (Стортинг), Польша (Сейм), Португалия (Ассамблея Республики), Румыния (Палата Депутатов), Сербия (Скупщина), Словакия (Народная Рада), Словения (Национальная Ассамблея), Турция (Великое Национальное Собрание), Украина (Верховная Рада), Финляндия (Эдускунта), Франция (Национальное Собрание), Черногория, Чехия (Палата Депутатов), Швеция (Риксдаг), Швейцария (Федеральное Собрание) Эстония (Риигикогу), а также Европейский Парламент. 9

 

Содержание ответов (с небольшими сокращениями):

 

Европейский парламент В случае организации демонстраций в непосредственной близости от здания Европарламента вызывается специальное подразделение, сформированное из представителей охранной службы Европарламента и национальных полицейских сил. Обычно устанавливается периметр безопасности.

 

Австрия Право на свободу собраний закреплено в Основном законе об общих правах граждан, в Законе о собраниях. В Австрии проведение общественных собраний, митингов и демонстраций вблизи зданий правительства, резиденции президента и Конституционного суда, как правило, не ограничивается. Но во время пленарных заседаний Федерального Собрания и выездных заседаний запрещены любые уличные демонстрации на расстоянии менее 300 метров от здания парламента. Уличные собрания должны быть надлежащим образом согласованы в письменной форме с компетентным органом, и могут быть запрещены в некоторых случаях, например, при возникновении опасности для государственной безопасности или в интересах поддержания общественного порядка. Собрания, которые представляют опасность для государства и его высших органов, могут быть запрещены компетентным органом в соответствии с Законом о собраниях.

 

Андорра Право на проведение «мирных собраний с законными целями» прописано в статье 16 Конституции Андорры, но такие собрания должны заранее согласовываться с ответственным государственным органом, и должна быть дана гарантия свободного передвижения через зону собрания людей, не участвующих в акции. Каких бы то ни было ограничений по проведению акций вблизи зданий органов власти не существует.

 

Бельгия Акт от 2 марта 1954 года запрещает публичные собрания и одиночные демонстрации в установленном периметре, имеющем название «нейтральная зона». Эта зона включает улицы и площади по соседству с бельгийским парламентом, фламандским парламентом, парламентом французского сообщества, некоторыми зданиями правительства и королевским дворцом. Закон разрешает собрания на этой территории при особых обстоятельствах: скопление людей и машин из-за автомобильной пробки; работа государственных служб; военный парад; церемонии и развлекательные мероприятия, проводимые государственными органами; собрания, санкционированные особым указом мэра Брюсселя. Публичные мероприятия могут быть запрещены, если того требуют соображения по поддержанию общественного порядка.

 

Босния и Герцеговина Не существует правовых ограничений на проведение публичных мероприятий вблизи зданий Парламентской Ассамблеи, Совета Министров, конституционного суда и резиденции президента. Организатор обязан в письменной форме уведомить полицию о предстоящем мероприятии. Подходящим для публичных собраний пространством является общественная территория: а) доступная для собрания лиц, число и личности которых не известны заранее, б) позволяющая провести собрание граждан, не нарушая прав и свобод других граждан, не подвергая ущербу здоровье людей, их безопасность и имущество, а также не создавая помех движению общественного транспорта. Публичные собрания не могут устраиваться: — около больниц, для того, чтобы не создавать помех проезду машин скорой помощи и не тревожить пациентов; — около детских садов, начальных и средних школ в момент, когда ученики внутри; — на территории национальных парков и заповедников (за исключением мирных собраний, целью которых является пропаганда защиты окружающей среды или празднование годовщин важных исторических событий); — около культурных монументов, если это может нанести им вред; — на автомагистралях и железнодорожных путях; — в других местах, если время проведения, число участников или характер собрания, могут стать помехой для перемещения или работы большого числа граждан.

 

Великобритания Существуют специальные ограничения касательно проведения собраний у здания парламента. Ранее, в 2005 году, был принят Акт об организованной преступности, содержавший ряд новых ограничений. Была определена особая зона вокруг парламента, радиусом до 1 километра. Она охватила районы Уайт-холл и некоторые части Саусбэнка. В этой зоне не допускалось использование громкоговорителя. Организация демонстрации у парламента без одобрения полицейского управления стала считаться уголовным преступлением. Организаторы обязаны были подавать в полицейское управление письменную заявку на проведение демонстрации как минимум за 24 часа до её начала. Полиция обязана была одобрить заявку, если она правильно оформлена, однако была вправе устанавливать собственные условия. В 2011 г. законодательство, регулирующее порядок проведения массовых мероприятий у зданий парламента, изменилось. «Особая зона» была заменена меньшей по площади «контролируемой зоной». Манифестанты больше не обязаны подавать в полицию заявку, организация демонстраций без одобрения полиции не считается уголовным преступлением. При этом есть список «запрещенных действий», которые протестующие обязаны прекратить по требованию полиции, неподчинение ей является уголовным преступлением и наказывается штрафом до 5000 фунтов. В числе «запрещенных действий»: использование мегафонов и громкоговорителей, возведение палаток и подобных конструкций и использование их для занятия территории; использование спальных принадлежностей. Полиция имеет право конфисковать «запрещенные предметы». Суд может распорядиться о полной конфискации запрещенных предметов, а также принять иные меры для недопущения участия осужденного лица в запрещенных действиях, в том числе и запрет его появления в «контролируемой зоне».

 

Венгрия Организация публичных собраний регулируется Актом о правах на собрание. Существуют некоторые ограничения относительно публичных собраний вблизи зданий парламента, правительства, конституционного суда и резиденции президента. Реализация права на свободу собраний не может быть связана с нарушением закона и не должна нарушать права и свободы других граждан. Если после предоставления заявки на организацию собрания выясняется, что данное мероприятие может создать угрозу деятельности органов власти, или если не удаётся предоставить альтернативное место для акции, то полиция должна запретить подобное собрание.

 

Греция Право свободы собраний, митингов, демонстраций закреплено в конституции. Уличные собрания могут быть запрещены на основании обоснованного решения полиции. Причинами для запрета могут быть угроза общественному порядку и угроза дестабилизации экономической и социальной жизни. Согласно законодательству, публичные акции не могут устраиваться на расстоянии менее 200 метров от зданий парламента, кабинета министров, резиденции президента или тех зданий, где соответствующие органы заседают в конкретный момент времени.

 

Дания Нет специальных правил по поводу проведения собраний у зданий парламента и правительства. В соответствии с Конституцией граждане имеют право устраивать мирные собрания без предварительного получения разрешения. При этом уличные акции могут быть запрещены, если есть подозрение, что они могут представлять угрозу для общественного порядка.

 

Израиль Право на проведение демонстраций в публичных местах является неотъемлемым, что подтверждено решением Верховного Суда. Единственным ограничением является требование сохранения мирного характера собрания. Не допускаются применение насилия, насильственное проникновение в частные владения и порча имущества. Собрания численностью более 50 человек, в рамках которых произносится речь, читается лекция, обсуждаются политические вопросы; процессии из более чем 50 человек, собрания с целью совместного перемещения из одного места в другое – проводятся только с разрешения полиции. Это требование не относится к пикетам до тех пор, пока на них не произносятся политические речи и участники собрания не начинают движение. Полиция имеет право вмешиваться в ход демонстрации, если у организаторов нет разрешения (когда по правилам оно должно иметься), если демонстрация переросла в массовые беспорядки (или имеется возможность такого развития ситуации).

 

Ирландия Существуют правовые ограничения, которые могут быть использованы применительно к публичным собраниям около зданий парламента. Однако такие специальные ограничения никогда не использовались на практике. Публичные собрания около зданий других государственных органов могут регулироваться общими законами, ограничивающими собрания, в случае если они нарушают общественный порядок или моральные принципы или когда право на собрания вступает в конфликт с другими правами. Собрания около парламента также регулируются такими общими законами. Право на публичные собрания закреплено в Конституции как одно из базовых прав. Его ограничения допустимы только на почве защиты общественного порядка и морали.

 

Исландия В исландском законодательстве не существует специальных положений, регулирующих проведение публичных собраний вблизи зданий, в которых расположены органы государственной власти. Статья 15 Закона о полиции, тем не менее, гласит: «1. Полиция может вмешиваться в деятельность граждан с целью поддержания общественного спокойствия или предотвращения внезапных волнений, обеспечения безопасности личности и общества, а также недопущения преступных деяний. 2. В связи с этим полиция может, в числе прочего, регулировать дорожное движение, запрещать людям оставаться на конкретных участках территории (например, путём их огораживания или ограничения движения через них), убирать опасные предметы в специальные хранилища, приказывать людям отойти или самостоятельно оттеснять их с места, приказывать прекратить акцию или другую деятельность, проникать на территорию частных владений и приказывать людям покинуть данную территорию».

 

Испания Не допускается передача в палаты парламента коллективных петиций, составленных демонстрантами. Митинги и демонстрации запрещены во время заседаний палат парламента.

 

Италия Специальных правовых ограничений относительно проведения мероприятий вблизи парламента и других государственных учреждений не существует. Публичные собрания вблизи государственных учреждений регулируются Конституцией и общими положениями законодательства в данной области. Для проведения собраний в общественных местах необходимо подать запрос в соответствующие органы, которые могут запретить их на обоснованном основании, связанном с необходимостью поддержания общественного порядка.

 

Канада Согласно Канадской Хартии прав и свобод, каждый имеет право на свободу мирных собраний. Все базовые свободы, включая свободу мирных собраний, ограничиваются первой статьёй Хартии: “права и свободы, установленные в рамках Хартии, ограничиваются только нормами права в пределах, считаемых разумными в свободном и демократическом обществе”. Некоторые из таких «разумных пределов» перечислены в уголовном кодексе: перекрытие или создание помех для движения на автомагистрали, причинение неудобств окружающим, создание опасности для окружающих, вмешательство в функционирование транспортной системы, хулиганство, уличные беспорядки, незаконные собрания, нарушение общественного порядка и спокойствия. За безопасность проведения мирных собраний на территории парламентского городка («парламентский холм») отвечает Канадская Королевская конная полиция (КККП). У КККП есть инструкции относительно обеспечения безопасности публичных собраний. Также КККП обеспечивает соблюдение прав митингующих, согласно специальному документу. Безопасность на территории Парламентского холма КККП помогают обеспечивать Служба Охраны Сената, Служба Охраны Палаты Общин, Полиция Оттавы, департамент по обеспечению государственной службы, Национальная Столичная Комиссия, фонд «Наследие Канады» и специальное подразделение КККП по охране Премьер-министра. Что касается публичных собраний у зданий Верховного Суда Канады, то применяются те же нормы, что и в случае собраний на Парламентском Холме. КККП в сотрудничестве с многочисленными партнёрами, упомянутыми выше, обеспечивает безопасное проведение подобных акций.

 

Кипр Не существует правовых ограничений касательно проведения публичных собраний вблизи зданий правительства, парламента, 14 президентского дворца и суда.

 

Латвия Организация публичных собраний регулируется законом «О митингах, демонстрациях и пикетах». Специальных ограничений относительно проведения публичных собраний вблизи зданий парламента, правительства, конституционного суда и резиденции президента нет. Во время проведения публичных собраний должен быть гарантирован беспрепятственный проход государственных служащих к месту работы, а также обеспечено функционирование органов власти в нормальном режиме.

 

Литва Правила касательно поддержания общественного порядка и некоторых ограничений во время проведения массовых собраний содержатся в законе «О митингах» (2 декабря 1993 года № I-317 с последующими поправками). Ограничения места проведения мероприятий прописаны в Статье 6 вышеупомянутого закона: «Местные власти могут определять места (в том числе и помещения) для проведения митингов. Запрещено организовывать митинги, пикеты и другие групповые и индивидуальные акции в зданиях органов государственной власти, органов муниципальной власти, полиции, пенитенциарных учреждений, органов социальной реабилитации, учреждениях национальной обороны и службы безопасности, прокуратуры, судов, воинских частей и других военных объектов, национальных банков, предприятий атомной энергетики и других предприятий особого режима труда и особого режима охраны. Публичные встречи вблизи Сейма Литовской Республики, резиденции Президента Республики, здания правительства и судов могут быть организованы не ближе 75 метров; публичные встречи вблизи зданий органов государственного управления и администрации, иностранных дипломатических представительств, учреждений органов местного самоуправления, прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства национальной обороны, воинских частей и других объектов особого режима труда безопасности или защищенных вооруженной охраной – не ближе 25 метров от главного входа в эти здания или сооружения; во всех случаях свободный доступ к указанным зданиям должен быть гарантирован».

 

Македония Свобода собраний регулируется законом «О публичных собраниях». Согласно данному закону, ограничений на проведение собраний вблизи зданий парламента, правительства, верховного суда и резиденции президента нет. Некоторые ограничения встречаются лишь в статье 2-а, которая гласит, что публичные собрания с целью мирного выражения мнения или протеста могут проходить в любом месте за исключением следующих: вблизи учреждений здравоохранения, если это помешает движению машин скорой помощи и создаст неудобства пациентам; вблизи детских садов и школ в момент нахождения в них детей; на автомагистралях и шоссе, если это будет угрожать безопасности дорожного движения.

 

Нидерланды Общего законодательства относительно ограничений нет. Каждый муниципалитет устанавливает собственные правила и ограничения.

 

Норвегия В соответствии с законодательством, полиция должна быть заранее уведомлена о намерении проведения в общественном месте демонстрации, процессии, митинга, пикета. Полиция может запретить мероприятие, если есть опасения, что оно приведёт к серьёзным нарушениям общественного спокойствия, или если заявленные цели и методы противоречат закону. Нет ограничений на проведения собраний и демонстраций на определенном расстоянии от мест расположения органов власти. При этом действуют постановления, которые устанавливают требование о подаче заявки перед организацией публичных акций возле здания парламента.

 

Польша В Польше нет специальных положений, регулирующих проведение публичных собраний вблизи государственных учреждений. В соответствии со статьёй 57 Конституции Республики Польша и закону «О собраниях» от 5 июля 1990, свобода мирных собраний и участие в таких собраниях гарантированы каждому. Ограничения таких свобод могут устанавливаться законом. Нет специальных законов, накладывающих ограничения на проведение собраний вблизи Парламента, Правительства, Конституционного суда и резиденции Президента. Общая процедура предоставления уведомления применяется и в случае проведения собраний вблизи органов государственной власти. Резолюция Сейма Польши от 30 июля 1992 года гласит, что Маршал Сейма должен обеспечивать порядок и соблюдение правил поведения в стенах Сейма, а также выдавать соответствующие инструкции для поддержания порядка, включая использование парламентской службы охраны, которая ответственна за поддержание порядка в Парламенте и на прилегающих к нему территориях. Парламентская служба охраны вправе устанавливать личность нарушающих порядок людей и арестовывать их, а также осуществлять личный досмотр и проверку вещей для обеспечения безопасности. Кроме того, любой, кто вмешивается в работу государственных органов или нарушает порядок их работы, подвергается санкциям, согласно 29 главе уголовного кодекса «Преступления против функционирования органов государственной и местной власти». Более того, не существует специальных судебных процедур в отношении нарушения порядка и правил поведения в зданиях парламента, правительства, резиденции президента и других государственных учреждениях и на прилегающих к ним территориях. Процедуры, связанные с подобными случаями, регулируются соответствующим законодательством.

 

Португалия Право на союзы и собрания является конституционным правом, в соответствии со статьей 45 Конституции республики. Все граждане имеют право собираться мирно и без оружия, в том числе и в общественных местах, без необходимости получения какого-либо разрешения. Также признаётся право каждого гражданина на участие в демонстрации. Гарантировано право на демонстрации, в частности, право собираться мирно в общественных местах без необходимости получения разрешения на основаниях, не противоречащих закону, общественной морали, личным правам и правам коллективных субъектов, а также при условии сохранения общественного порядка и спокойствия. Однако власти могут с целью обеспечения безопасности предотвращать проведение встреч и демонстраций на расстоянии менее 100 метров от зданий органов государственной власти (парламента, резиденции президента, правительства и судов), военных объектов, тюрем, дипломатических и консульских учреждений, штаб-квартир политических партий. Лица или организации, которые хотят организовать встречу или демонстрацию в общественных местах, должны отправить уведомление на имя председателя местного совета, по крайней мере, за два рабочих дня. В уведомлении содержится информация о времени, месте и цели собрания. Собрания должны заканчиваться не позднее 0.30 часов.

 

Румыния Право на свободу собраний закреплено в конституции. Согласно закону «Об организации и регулировании публичных мероприятий», свобода мирных собраний и право на участие в них должны быть гарантированы всем без исключения. Публичные собрания, митинги и демонстрации вблизи зданий парламента, правительства, конституционного суда и резиденции президента не запрещены и никак не ограничены. Организаторы таких собраний (как и любых других) должны заранее отправить уведомление соответствующим органам власти. Собрания должны заканчиваться не позднее 23.00 часов и могут быть запрещены при определенных обстоятельствах, например, при возникновении угрозы общественной безопасности и порядка.

 

Сербия Закон «О публичных собраниях» определяет, что публичные собрания не могут быть организованы вблизи здания Национального собрания непосредственно перед и во время заседаний.

 

Словакия Митинги запрещены в радиусе 50 метров от здания парламента или здания, в котором проходит его заседание. Подобных ограничений относительно зданий правительства, конституционного суда и резиденции президента нет.

 

Словения Согласно законам Словении, публичное собрание (мероприятие) может быть организовано вблизи от государственных учреждений. Закон предусматривает только одно ограничение: собрание будет запрещено, если оно может негативно повлиять на безопасность зданий таких учреждений. Статья 6 (2) закона «О публичных собраниях» гласит: «Запрещается организация встреч и мероприятий на открытом воздухе в непосредственной близости от зданий, охраняемых в соответствии со специальными нормативными актами, если собрание или мероприятие может негативно повлиять на безопасность таких зданий». Здания, охраняемые в соответствии со специальными нормативными актами, включают резиденцию президента Республики, правительства, Национального Собрания (парламента), Министерства иностранных дел и Министерства внутренних дел.

 

Турция Закон «О собраниях и демонстрациях» устанавливает, что публичные собрания не могут проводиться на расстоянии менее 1 километра от Великого Национального Собрания Турции. О проведении собрания необходимо уведомить власти. Запрет или перенос собрания возможен, если есть угроза совершения в ходе него преступных действий. В качестве причины для отмены или переноса собрания могут выступать: защита национальной безопасности, общественного порядка, общественного здоровья, морали, прав и свобод граждан, а также предотвращение преступлений.

 

Украина Согласно конституции, ограничений нет, но организаторы мероприятия обязаны вовремя проинформировать соответствующие органы власти или местного самоуправления. Ограничения права на собрания могут быть наложены судом в соответствии с уголовным кодексом и законом «О чрезвычайном положении» в интересах национальной безопасности.

 

Финляндия Правовых ограничений относительно проведения публичных собраний вблизи зданий парламента, правительства, конституционного суда и резиденции президента нет.

 

Хорватия Закон о публичных собраниях определяет, что никакие публичные собрания не могут проводиться на расстоянии менее 100 метров от зданий, в которых располагается постоянно или находится в конкретный момент времени национальный парламент, президент, правительство и конституционный суд.

 

Черногория Конституция провозглашает свободу собраний: «Свобода мирных собраний гарантирована (без обязательного разрешения, но с обязательным предварительным уведомлением компетентных органов). Свобода собраний может быть временно ограничена решением компетентного органа с целью предотвратить нарушение общественного порядка, совершение преступных деяний, нанесение вреда здоровью, морали и безопасности людей и имущества, в соответствии с законом». Согласно закону «О публичных собраниях», мирные собрания не могут устраиваться, если из-за времени проведения собрания, характера мероприятия и числа участников оно может значительно затруднить работу и передвижение большого числа граждан. Нет никаких положений, запрещающих публичные собрания вблизи парламента, правительства, конституционного суда и резиденции президента.

 

Чехия Основные положения, касающиеся права на собрания, содержатся в Хартии о фундаментальных правах и базовых свободах: Статья 19 (1) Право на мирные собрания гарантировано всем. (2) Реализация этого права может быть ограничена законом в случае, если собрания проводятся в общественных местах. Это связано с необходимыми мерами по защите прав и свобод других граждан, общественного порядка, здоровья, морали, собственности или государственной безопасности. Тем не менее, собрание не должно зависеть от некоего разрешения, получаемого от государственных органов. Подробные положения собраны в Акте № 83/1990 о праве на собрания: Статья 1. Вводные положения (5) Собрания на расстоянии менее 100 метров от зданий законодательных органов или зданий, где законодательные органы осуществляют свои полномочия, запрещены. Также, согласно Акту № 182/1993: 19 Статья 25. Поддержание мира и порядка Собрания на расстоянии менее 100 метров от здания Конституционного Суда или зданий, где Конституционный Суд осуществляют свои полномочия, запрещены.

 

Швейцария Специальных ограничений проведения публичных собраний у зданий органов власти нет. Действуют общие правила, согласно которым местные власти должны официально разрешить демонстрацию. При этом в дни заседаний федерального парламента проведение публичных собраний на площади перед зданием парламента не разрешено.

 

Швеция Согласно закону «Об общественном порядке», специальных правил для проведения собраний вблизи зданий парламента, правительства, верховного суда и резиденции королевской семьи не предусмотрено. В законодательстве нет положений, детально регулирующих ограничения при проведении собраний вблизи этих зданий. Однако полиция при исключительных обстоятельствах может выдвигать условия для проведения публичного собрания, например, определять минимальное расстояние. Полиция обязана сохранять баланс между необходимостью поддержания общественного порядка и обеспечением возможности граждан использовать законное право на демонстрацию. Условия, выдвигаемые полицией, могут быть оспорены в Административном Суде. Может быть усилен режим охраны зданий органов власти в случае угрозы диверсий или террористических актов, ограничен доступ к ним граждан.