Бюджетный процесс стал эффективнее, но менее прозрачным

Комитет финансов Петербурга опубликовал результаты мониторинга соблюдения муниципалитетами бюджетного законодательства и оценки качества управления бюджетным процессом. Публикуемые результаты мониторинга: рейтинг открытости бюджетных данных и рейтинг муниципалитетов по качеству управления бюджетным процессом. По материалам Комитета финансов сделал карты для наглядности.

Рейтинг открытости данных — это оценка того, насколько тщательно муниципалы соблюдают требования по опубликованию тех или иных бюджетных документов: проекта решения и решения о бюджете, решения о внесении изменений в бюджет, квартальная и ежемесячная отчетность и т.д. Максимальный балл — 10.

Лидерами открытости бюджетных данных в этом году стали Большая Охта, Васильевский и город Кронштадт. Аутсайдерами — Екатерингофский, Петровский и Волковское. Интересно, что в прошлом году наивысший балл получили 43 муниципалитета, а в этом только 2.

Рейтинг по качеству управления бюджетным процессом включает большое количество показателей, в т.ч. по исполнению бюджета, доле расходов на содержание муниципалитета, равномерность расходования бюджетных средств и т.д. Причем, по этим показателям выставляется индивидуальная комплексная оценка качества управления, а затем муниципалитеты группируются по степени качества управления: высокое, среднее и низкое качество. При этом высокое и среднее качество признается надлежащим, а низкое качество управления бюджетным процессом — ненадлежащим. Тут еще стоит отметить, что муниципалитет с высокой комплексной оценкой качества управления может быть отнесен к группе с низким качеством управления, если муниципалитет нарушает бюджетное законодательство.

Первые места по качеству управления заняли город Пушкин, Пороховые и Большая Охта. Худшие результаты показали Петровский, Купчино и Екатерингофский. Тут стоит отметить, что за год качество управления бюджетным процессом в большинстве случаев сильно выросло, а количество нарушений бюджетного законодательства сократилось. Так, если за 2019 год надлежащим качество управления было в 63 муниципалитетах, то за 2020 год — в 87.

По первичным данным, по которым составлялись рейтинги, можно также вычислить долю расходов на содержание муниципалитета в общих расходах местного бюджета.

Самая маленькая доля расходов на содержание в Петергофе, Зеленогорске и посёлке Лисий Нос — на зарплаты, канцелярию и коммуналку там тратят лишь 10-11% местного бюджета. Правда, у Петергофа и бюджет огромный — 346 млн. руб., это муниципалитет с самыми большими расходами. Самые неэкономные в плане расходов на самосодержание — Литейный, Дворцовый, Посадский и Екатерингофский, которые потратили 45-58% бюджета на себя же. Правда, Литейный прожил прошлый год с непринятым бюджетом, расходы могли осуществляться лишь по 1/12 позапрошлогоднего бюджета.

Ну и всё это можно сравнить с такими же картами прошлого года.