Рейтинг муниципалитетов Петербурга

На прошлой неделе Комитет финансов Петербурга опубликовал результаты мониторинга соблюдения муниципалитетами бюджетного законодательства и оценки качества управления бюджетным процессом. Мониторинг осуществляется по целому ряду количественных и качественных показателей, и что важно, Комитет всегда публикует исходные данные для мониторинга, из которых можно получить много первичной информации, которую так любит скрывать местная власть.

Публикуемые результаты мониторинга — это рейтинг открытости бюджетных данных и рейтинг муниципалитетов по качеству управления бюджетным процессом.

Рейтинг открытости данных — это оценка того, насколько тщательно муниципалы соблюдают требования по опубликованию тех или иных бюджетных документов: проект бюджета, бюджет, изменения бюджета, квартальная и ежемесячная отчетность и т.д. Причем, Комитет оценивает это не перманентно, а раз в год, перед опубликованием рейтинга. Эта информация запрашивается в муниципалитетах, поэтому многие уже научились подстраиваться и публикуют весь объем информации тогда, когда это всё спрашивают в Комитете финансов, а не когда это требуется по закону. В Комитете видят, что всё опубликовано и ставят плюсик. Кажется, что всё открыто и прозрачно, а не деле это не совсем так. И это легко подтверждается датой создания и опубликования тех или иных документов. Поэтому, кстати, 43 муниципалитета из 111 получили наивысшие 10 баллов. Но хоть так и за это спасибо. Без Комитета и этого не было бы.

Рейтинг по качеству управления бюджетным процессом включает большое количество показателей, в т.ч. по исполнению бюджета, доле расходов на содержание муниципалитета, равномерность расходования бюджетных средств и т.д. Тут уже повлиять на результат сложнее, хотя, в силу особенностей методики, и это возможно, к сожалению.

Из первичных данных, которые Комитет финансов публиковал до подведения результатов, можно почерпнуть некоторые интересные сведения. Например, доля расходов на содержание муниципалитета в общих расходов местного бюджета. Тут, правда, Комитет финансов не считает расходами на самосодержание расходы на избирательную комиссию или муниципальные учреждения. А избирком, как известно, в петербургских муниципалитетах зачастую съедает существенную сумму, даже когда выборы не проводятся. А уж практика создания кормушки из муниципальных учреждения и вовсе стала почти общепринятой, но к расходам на содержание, по методике Комитета финансов, пока не отнесена.

Другая интересная информация — это отношение тех же расходов на содержание к нормативу таких расходов, который рассчитывается для каждого муниципалитета по единой методике, но соблюдать его обязаны лишь небогатые муниципалитеты, получающие дотации из городского бюджета. Для остальных это справочный норматив, но все равно можно посмотреть, кто соответствует нормативу, а кто превысил его аж в 4 раза (Смольнинское, например). Опять же, тут не учтены еще расходы на избирком и учреждения.

Наконец, можно посмотреть равномерность расходов. На всех уровнях бюджетной системы чиновников ругают, когда они исполняют бюджет неравномерно, а ускоренно начинают осваивать бюджет к концу года, т.е. на четвертый квартал приходится значительно больше четверти годовых расходов. И это тоже можно посмотреть по первичным данным, собранным Комитетом финансов.